Вторник, 23.05.2017, 02:15
сайт педагога-психолога ПЕТРОВОЙ ЕЛЕНЫ ВИКТОРОВНЫ
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 351
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2010 » Август » 20 » КОНФЛИКТОЛОГИЯ
15:42
КОНФЛИКТОЛОГИЯ
 
Школьные конфликты

Уважаемые родители, уважаемые педагоги!
       Наш сегодняшний разговор о проблемах взаимодействия педагогов, родителей и школьников. К сожалению, это взаимодействие иногда похоже на битву двух воюющих сторон, в которой страдает больше всех ребенок. Уверена, что учитель и родители должны быть союзниками и  только в этом случае они будут "на стороне" ребенка.  Очень надеюсь, что наш разговор кому-то поможет найти эффективный вариант взаимодействия, а может быть, избежать ошибок или исправить их.
     
     В результате отказа от ряда традиционных форм школьного воспитания, из-за стремительной переоценки ценностей, резкого возрастания значения имущественных, финансовых факторов изменяется характер взаимоотношений в школе (и в учительских коллективах, и в коллективах учащихся). Все чаще мы слышим о конфликтах в школьной среде.
 
      В итоге более частым явлением становится  дидактогенный невроз. Термином дидактогении обозначают психическую травму, источником которой является педагог (неуважительное, несправедливое, предвзятое отношение к учащемуся, прилюдное высмеивание его ответов, поведения, внешнего вида, способностей, грубое, унижающее порицание). Неосторожное слово, действия педагога могут вызвать болезненную психическую реакцию у ребенка. После чего последнему может потребоваться помощь со стороны психологов и врачей. Причем подобный невроз испытывают и учителя.
 
      Тем не менее, надо помнить, что школа несет полную ответственность за жизнь и здоровье своих учеников (физическое и психическое) во время образовательного процесса. Более того, на школу возложены не только образовательные функции, но и воспитательные. При причинении вреда (вред здоровью, имуществу, моральный вред) ученику, как со стороны учителей, так и со стороны одноклассников школа будет нести ответственность, если не докажет, что вред причинен не по ее вине.
 
       Из психологии хорошо известно, что чем младше ребенок, тем чувствительнее он к стилю взаимодействия с ним взрослого и тем легче воспринимает этот стиль как общепринятый и закономерный. Более того, по мнению специалистов, нормы взаимодействия педагогов с детьми ассимилируются личностными структурами ребенка почти без изменений и становятся основой дальнейшего развития его личности.
 
       Дети особенно беззащитны перед любыми формами давления и агрессии со стороны взрослых, поскольку не обладают достаточным опытом и неспособны подвергнуть их поведение критике. Ребенка можно сравнить с пациентом, вменяемость которого с точки зрения принятия им ответственного решения ограничена всегда. Здесь, однако, аналогия педагогики с медициной перестает работать, поскольку педагогические вмешательства, в отличие от медицинских, носят не разовый характер, а просто совпадают с условиями жизни ребенка. Невозможно спрашивать разрешения родителей на каждое повышение голоса, запрет или похвалу, на каждое мелкое действие педагога.
 
        Для школьных конфликтов трудно выработать единую методику для решения проблемы. Многое решает в этом случае человеческий фактор. Но все же ряд рекомендаций дать необходимо.
 
       Если конфликт ребенка в школе зашел далеко, ребенок испытывает давление со стороны учителей и одноклассников, то обязательным правилом для всех родителей является - перевод ребенка в другую школу!
 
       Часто из-за конфликта ни учителя, ни родители не могут вспомнить, что главной ценностью всегда являются интересы ребенка. Ни чувство мести, обиды, жажда справедливости и т.д., а, прежде всего, интересы ребенка.
 
       Не всегда возможно решить конфликт внутренними силами, поэтому необходимо приглашать третью сторону. Для решения конфликта необходимо подключать психологов, администрацию школы и юристов.
 
      Бывают случаи, когда ребенок в школе подвергается насилию со стороны одноклассников (побои, издевательства). Родителям не стоит влезать в разборку с чужими детьми, говорить надо только со взрослыми. В этом случае ответственность понесут как сами одноклассники (уголовную), так и их родители (административную, возмещение вреда). В качестве соответчика будет и школа, которая по закону отвечает за жизнь и здоровье учеников, обеспечивает их безопасность и надзор за ними.
 
        В отношении детей, которые не достигли 14-летнего возраста, в возбуждении уголовного дела по факту причинения вреда здоровью вашему ребенку милицией будет отказано, но на учет в комиссии по делам несовершеннолетних их все-таки поставят. Родителей обидчиков привлекут к административной ответственности, т.е. наложат штраф. Родители же пострадавшего могут также обратиться в суд с иском о возмещении морального и материального вреда.
 
        Особо нужно отметить проблему психологического давления на ребенка. К сожалению иногда отмечаются оскорбления в адрес учеников, нелицеприятные сравнения со стороны учителей. 
 
        Как же поступить в таком случае оскорбленному ученику? Молча проглотить унижения да еще при всем классе, чтобы не нарываться на неприятности, или пуститься в перепалку с учителем, устраивая разборки с ним на повышенных тонах и доказывая его неправоту?
 
        Нужно сказать, что нb один из предложенных вариантов верным не окажется, а наоборот, только усугубит и без того нелегкое положение.
 
      В  этом случае надо отметить, что ученики не должны молчать. Не надо устраивать и разборки прямо на месте. Как вариант можем посоветовать обратиться в администрацию школы с жалобой или просьбой разрешить конфликт. Указать, что учитель не имеет права на оскорбление и унижение человеческого достоинства.
 
       Только не надо бегать по любому поводу, так как конфликт может быть разрешен не в пользу ученика, при условии, если он кричал и препирался с учителем (доказывать свои права, т.е. говорить о них надо спокойно и корректно, цивилизованно). В некоторых ситуациях ученик действительно может оказаться неправым и ему придется достойно стерпеть поражение.
 
 
Просмотров: 1154 | Добавил: Elen | Теги: школьные конфликты, конфликтология, разрешение конфликтов, поведение в конфликте | Рейтинг: 5.0/14
Всего комментариев: 121 2 »
12  
ПОРА ПЕРЕСТАТЬ ЖДАТЬ НЕОЖИДАННЫХ ПОДАРКОВ ОТ ЖИЗНИ,
А САМОМУ ДЕЛАТЬ ЖИЗНЬ.
Л. Н. Толстой

Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее.
Ларошфуко

А еще достаточно усвоить простое жизненное правило, с которым в качестве девиза по жизни существовать куда комфортней, да и спокойней: «Никто мне ничем не обязан. Ни один человек на свете. Только я сам обеспечиваю собственное счастье и успех.» Когда мы перекладываем всю ответственность за нашу судьбу на других, излишне требовательны к людям, обклеиваем их удобными для себя ярлыками – вот тогда и начинаем удивляться тому, насколько наши убеждения расходятся с образами других, в то время, как мы сами эти образы и выдумали. И начинаем активно на это обижаться. Вот и муж или жена «не любящие», и ребенок «совсем не уважает...» – а ведь мы сами пытаемся подогнать посторонних людей под удобную нам модель, существующую исключительно в нашей голове.


11  
...Зачем мне быть душою общества,
Когда души в нем вовсе нет!...
В.Высоцкий

10  
Умение выйти из конфликтной ситуации предполагает также применение подходящей стратегии разрешения конфликта.

Какой и когда?
Начнем со стратегии избегания. Вы видите конфликт, но не хотите вступать в конфронтацию. В результате стороны продолжают конфликтовать, и каждая старается добиться своей цели. Эта стратегия может быть использована в том случае, когда овчинка не стоит выделки, то есть конфликт примитивен, и есть более важные вещи, требующие серьезного внимания; возможные отрицательные последствия превышают положительные; конфликтующие стороны не готовы к переговорам: им надо сначала остыть, а уж потом разбираться; требуется собрать информацию для принятия решения; кто-то другой может разрешить конфликт лучше вас; видимый конфликт - лишь симптом более сложной и глубоко запрятанной проблемы.

Стратегия вторая - приспособление к конфликту. Когда одна из конфликтующих сторон приспосабливается к целям и интересам другой, может действительно установиться штиль. Однако существует опасность, что у подавляемой стороны полностью исчезнет инициативность и творческое отношение к делу. Конфликт может принять скрытую форму. Данную стратегию лучше использовать, когда вы знаете, что вы не правы; конфликт больше затрагивает других, а не вас; необходимо соблюдать субординацию.

Стратегия соревнования. Ее принцип : "стремлюсь к своей цели, соревнуясь с другими и используя все средства". Применяя
такую стратегию, надо учитывать, что соревнование или публичное сравнение коллег могут положить начало конфликту. Кроме того, есть люди, которым свойственно стремление к соперничеству. Обычный для них способ поведения «подогревать» отношения, соревнуясь в умении отстаивать свои позиции. Для таких людей конфликт - источник жизненных сил, в то время как для остальных это часто - разрушительная сила. Таким образом, данная стратегия чревата конфронтацией. Для подростков характерно желание испытать свои силы в «борьбе» со взрослыми, зачастую не отвечающими его представлениям об идеальном человеке. Учитель не стоит "давать слабинку", вступая в соревнование с подростками. Педагогу стоит выбирать другую стратегию - избегание, компромисс или взаимодействие.

Стратегия компромисса, или взаимных уступок. Такой способ особенно подходит для ситуации взаимодействия педагогов между собой или с администрацией.

Стратегия взаимодействия (сотрудничества) - лучший путь разрешения конфликта. Совместное обсуждение проблем всеми ее участниками позволяет найти точки соприкосновения людей с разным видением ситуации, проясняет бы проблемы.


9  
Спасибо за интересный материал.Конечно любой конфликт не приносит радости никакой из сторон.В любом случае выиграет тот, кто смог не скандалить.А если своим кредо в жизни считать заповедь божью "не обидь", то проблем будет меньше.Надеюсь,что предмет ОРКСЭ нам всем в этом поможет.Нам с ребятами этот предмет понравился!

8  
Способы и приемы влияния на оппонента в целях предупреждения конфликта
К основным способам и приемам воздействия на партнера можно отнести следующие:
— реально подходить к возможностям оппонента и заданию сроков выполнения задачи; завышенные требования и нереальные сроки выполнения работы приводят к тому, что подчиненные не могут добиться поставленных целей, делают ее быстро, но плохо, либо не укладываются в срок;
— быстро идут только разрушительные процессы. Занимаясь перевоспитанием оппонента, не следует рассчитывать на немедленные результаты. Эти ожидания могут привести к конфликтам;
— необходимо уметь оценивать актуальное настроение оппонента. Если он повышенно агрессивен, то нецелесообразно начинать с ним обсуждение острой проблемы;
— знание закономерностей невербального поведения человека поможет более глубоко и оперативно оценивать истинные намерения собеседника и заранее обнаруживать угрозу конфликта;
нужно информировать оппонента о том, в чем затронуты ваши интересы. Он может просто не догадываться об их существовании; иметь верное представление о мотивах или слабостях других затруднительно. Поэтому если кто-либо из окружающих наступает вам на «любимую мозоль», то не исключено, что он делает это не специально;
— мягкая позиция по отношению к оппоненту компенсирует жесткость защиты ваших интересов.
Это уменьшит вероятность конфликта, увеличив ваши шансы на отстаивание своих прав;
— возможность выговориться позволяет минимизировать негативные эмоции оппонента, что важно для конструктивного выхода из предконфликтной ситуации;
— принимая решения, необходимо оценивать, чьи интересы оно может затронуть. Еще лучше согласовывать их с людьми до того, как они будут приняты. Человек оказывается не готов к внезапным изменениям обстановки, когда он вынужден принимать решения экспромтом;
— для предупреждения конфликтов важно обсуждать с оппонентом только тот вопрос, который необходимо решить. Не стоит пытаться одновременно обсуждать способы решения нескольких проблем, если все они вызывают трудности в согласовании интересов;
— в любой ситуации важно оставлять оппоненту возможность «сохранить свое лицо». Человек, оставленный в безвыходную ситуацию, униженный и оскорбленный, легко идет на острые конфликты ради сохранения чести и достоинства;
— чем более расположен к вам собеседник, чем более вы воспринимаете его как личностно значимого человека, тем меньше вероятность конфликтов;
— категоричность суждений — далеко не всегда признак зрелости ума. Крайние оценки часто ошибочны и несправедливы, а безапелляционное мнение вызывает у собеседника желание оспорить его, даже если оно по существу правильное.

7  
К основным способам и приемам изменения своего поведения в предконфликтной ситуации можно отнести следующие:
* умение прекратить или сгладить обостряющийся спор можно различными приемами: свести проблему к шутке; перевести разговор на другую тему; уступить, если проблема спора не особенно важна и др. Признаками высокого эмоционального накала могут быть мимика, покраснение лица, жесты, содержание, темп и тембр речи;
*учитывать, что сообщаемая партнером информация может теряться и искажаться. Только из-за этого ваши с партнером позиции по проблеме могут значительно различаться. Именно это, а не действительные противоречия между людьми, может способствовать возникновению предконфликтной ситуации;
* децентрация — понятие противоположное по значению «эгоцентризму», способность видеть и
обсуждать проблему с различных точек зрения;
* сообщать партнеру, что он не прав, вовсе не обязательно при свидетелях, тем более настаивать на публичном признании неправоты и т. п. Необходимо быть твердым по отношению к проблеме и мягким по отношению к людям;
* осознать, что тревожность и агрессивность сказываются как на восприятии ситуации, так и на характере взаимоотношений человека с окружающими, повышая конфликтность.
*Снижать собственную тревожность и агрессивность можно, используя аутогенную тренировку, физические упражнения, организуя полноценный отдых, поддерживая благоприятный социально-психологический климат в семье и т. п.;
* контроль за собственным психическим состоянием, изменяющимся в течение суток, позволяет иногда существенно повлиять на свое восприятие и оценку складывающейся ситуации, учесть
его с целью предупреждения собственной раздраженности;
* окружающие так же, как и мы, обладают своими интересами и имеют право отстаивать их. В основу взаимодействия с ними должно быть положено сотрудничество, которое позволит учесть потребности обеих сторон;
* улыбка — важный невербальный компонент общения. Она выполняет целый ряд позитивных функций и может приводить к уменьшению негативных эмоций, если они есть;
* нужно рассчитывать не только на лучший, но и на худший вариант развития событий, быть готовым к нему и не завышать свой прогноз в отношении возможных поступков окружающих.
Негативные эмоции — один из основных факторов, способствующих возникновению конфликтов.
Они часто являются реакцией человека на заметное и значимое несовпадение реального хода развития событий с тем, на который он рассчитывал;
* искренняя заинтересованность проявляется в стремлении понять проблемы партнера по общению, в желании помочь ему хотя бы советом. Тем более что в условиях сложной и трудной
жизни люди часто нуждаются в сочувствии;
* в предупреждении конфликтов трудно переоценить роль здорового чувства юмора, которое способно разрядить ситуацию и снять собственное напряжение.

6  
Очень важно вовремя заметить назревание конфликта и предупредить его. Но не всегда получается погасить конфликт, пока он еще в зародыше.

5  
Абсолютно с Вами согласна!

Необходимо всем знать и использовать
Конструктивный алгоритм решения кофликтной ситуации

В любой конфликтной ситуации необходимо прежде всего сориентироваться. Что это значит? Присмотреться, при слушаться и осмыслить происходящее. Определить подлинную проблему: в чем ее суть? Отказаться от установки «Победа любой ценой, только победа!».
Продумать несколько возможных решении. Оценить их и выбрать лучшее. Помнить: лучший способ разрешения конфликта тот, когда выигрывают обе стороны.

Этапы принятия конструктивного решения.
Первый - прояснение конфликтной ситуации. Уточняем, в чем состоит проблема, а именно: чего добиваются стороны, та и другая; что нужно или важно для каждой. Используем технику активного слушания: обязательно озвучиваем пожелания каждой конфликтующей стороны, потребности или трудности каждого участника конфликта; задаем уточняющие вопросы; демонстрируем участие и понимание.
Второй этап - сбор предложений начинается с вопросов: как же быть? Как лучше поступить? Далее обязательно выслушиваем предложения участников и только затем предлагаем свое.
Третий этап - оценка предложений и выбор наиболее приемлемого. Открываем совместное обсуждение. Стороны уже знают позиции друг друга, и это способствует атмосфере взаимного уважения.
Четвертый - детализация решения. Принять решение - этого еще мало. Нужно проговорить все действия, необходимые для достижения желаемого результата.
Пятый этап - выполнение решения, проверка.

Вовлекайте каждого участника в обсуждение конфликта, но, выслушивая каждую из сторон, держитесь только фактов!


4  
Конечно, роль родителей состоит не в том, чтобы отвечать за все проступки ребенка и ограждать его от любых проявлений недовольства со стороны педагогов. Задача папы и мамы – помочь школьнику разобраться в нюансах проблемы и показать возможность конструктивного диалога с учителем. Кроме того, активное поведение родителей уравнивает силы конфликтующих сторон. Но уважающий себя педагог, конфликта не допустит ни с детьми, ни с родителями.

3  
Полезная информация! smile

1-10 11-12
Имя *:
Email *:
Код *:
Жердевка
Поиск
Праздники России
Copyright MyCorp © 2017Создать бесплатный сайт с uCoz