Пятница, 17.11.2017, 20:35
сайт педагога-психолога ПЕТРОВОЙ ЕЛЕНЫ ВИКТОРОВНЫ
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 351
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2010 » Октябрь » 25 » НАШИ ДЕТИ
22:57
НАШИ ДЕТИ
     
Одаренный ребенок

    
       Сейчас чаще всего представление об одаренных детях включает в себя образ этакого «вундеркинда», резко опережающего своих сверстников и, конечно, многознайки. Но это всего лишь один из типов одаренных детей. 

      Учитель должен знать типы одаренности, чтобы, во-первых, правильно оценить возможности ребенка и помочь ему в решении его проблем, правильно ориентировать его в отношении будущей профессии. Во-вторых, проблема заключается еще и в том, что, не зная типы одаренности, некоторые из них можно просто не заметить, принимая своеобразие умственной и творческой деятельности ребенка за его недисциплинированность или даже странности. Чтобы хоть в какой-то степени ориентироваться в этой сложной и пока весьма загадочной даже для специалистов проблеме, учителю нужно различать и видеть в своих учениках основные типы одаренности. Общие признаки одаренности
Прежде чем размышлять на тему, какая именно одаренность есть у ребенка, следует начать с того, чтобы выяснить, а одарен ли он в действительности. Здесь не место для рассуждений на тему, все ли дети одарены от природы или не все. Очевидно, во всяком случае, что не у всех детей их природные задатки развиты до уровня одаренности.

Следует иметь в виду, что практически любая одаренность, вплоть до спортивной, не может существовать без заметной, ярко выраженной, часто весьма устойчивой системы интересов. Одаренность не может развиться из ничего, на пустом месте, она всегда развивается на основе определенной, любимой ребенком деятельности. Если вы видите у ребенка яркие, устойчивые интересы к какой-либо деятельности, это всегда знак, что у него может быть выявлен тот или иной тип одаренности.

Иногда эти интересы носят общий, менее определенный характер, и тогда можно говорить о широкой познавательной потребности ученика. Забегая несколько вперед, отметим, что такая широкая, «всеядная» познавательная потребность довольно часто отмечается у интеллектуально одаренных учеников.

В любом случае, не бывает одаренности без любви ребенка к какому-то делу, пусть в качестве такого дела выступает не самая серьезная, с точки зрения учителя, деятельность — скажем, создание особого пиратского языка (в нашей практике именно с этого начинался путь будущего замечательного лингвиста), или придумывание новых игр на скучных уроках (а с этого начинал ныне выдающийся — без преувеличения — создатель компьютерных игр, например, такой как «Тетрис»).

Конечно, иногда непросто увидеть интересы ребенка. Они далеко не всегда связаны со школьной деятельностью, а во многих случаях проявляются исключительно вне школы.  Очень часто в школе ученик ничем не интересуется и только дома раскрывается мир его увлечений. Что ж, это лишнее подтверждение того, что надо хорошо знать ребенка, чтобы иметь право судить о том, одарен ли он.

Что же касается успеваемости, то, по нашим данным, благодаря мощному педагогическому и психологическому просвещению большинство учителей уже никак не связывает одаренность с успеваемостью. В общем-то, это правильно, и сейчас существует целое направление в исследовании и практике работы с одаренными школьниками, которое направлено на помощь именно неуспевающим одаренным ученикам. Несмотря на кажущуюся нелепость этого выражения, это, однако, довольно часто встречающееся явление, когда в число буквальных двоечников входят безусловно одаренные дети и подростки. Конечно, и отличные отметки сами по себе не являются свидетельством одаренности, однако здесь нельзя бросаться и в другую крайность, обесценивая высокие школьные достижения. Если раньше отличники часто считались надеждой и гордостью школы, то в последнее время нам часто приходится видеть у учителей, а особенно у теоретиков педагогики своего рода «отмашку» этого маятника, когда за медалистами не признается никаких способностей и считается, что они берут только трудолюбием. Это не совсем так, именно у медалистов отмечается особый тип одаренности, достаточно ценный, например, с точки зрения овладения будущей профессией. Об этом и будет идти речь дальше.

Прежде чем перейти к описанию типов одаренности, следует отметить, что разного рода классификаций более чем достаточно. Здесь мы предлагаем лишь несколько, а именно те из них, которые, с нашей точки зрения, наилучшим образом могут помочь учителю в его непосредственной практической работе с одаренными детьми. Различия по уровню одаренности
Дети прежде всего значительно различаются по уровню одаренности. Термин «одаренные дети» применяется к совершенно разным по своим способностям детям. Несколько упрощая, по уровню одаренности можно выделить два основных типа:

особая, исключительная одаренность — это те дети, для выявления одаренности которых, как правило, не нужны ни тесты, ни специальные наблюдения. Эта одаренность видна, что называется, невооруженным глазом. Такие яркие способности не даются даром: именно эти дети чаще всего относятся к группе риска. У них отмечаются серьезные проблемы общения, часто повышенная нервная возбудимость.

Гораздо меньше проблем с одаренными детьми, условно нами называемыми «высокая норма» . Это тоже одаренные дети, но их одаренность носит, что называется, более нормальный, обычный характер. Это те дети, которым повезло с самого начала — нормальные роды, хорошая семья. Внимания, любви матери было столько, сколько надо ребенку, т.е. очень много. Ребенок, как правило, не ходил в детский сад или же пошел туда достаточно поздно и не надолго и т.д. Это гораздо более благополучные дети, чем дети особо одаренные. Именно по наблюдениям за этими детьми становится очевидным, что нет пропасти между одаренными и обычными детьми, а одаренность может быть в той или иной мере результатом полного и яркого развития достаточно обычных от природы возможностей.

Эти группы детей даже по внешнему виду резко отличается друг от друга. Если особо одаренные дети часто и меньше ростом и физически слабее своих сверстников, то дети из группы «высокой нормы» и здоровее, и выше, и даже красивее своих сверстников. Кстати, на это обратили внимание и психологи, работающие с детьми знаменитого Калифорнийского эксперимента, самого длительного в истории работы с одаренными детьми.

Если особо одаренные дети с трудом общаются, их резкое опережение сверстников не проходит бесследно для их социального и эмоционального развития, то для другой группы одаренных детей, более обычных, проблем общения даже меньше, чем у самых обычных детей. Несколько гиперболизируя различия между двумя этими группами детей, можно сказать, что если первые — талантливые изгои общества, то вторые — «баловни судьбы», любимчики учителей и потом общества.

Еще одно основание для классификации-различия по особенностям возрастного развития.

Очень часто одаренность носит только временный характер, когда в определенном возрастном периоде объединяются возможности сразу нескольких возрастов. Это замечательно показал в своих работах известный отечественный психолог Н.С. Лейтес. Наиболее известный в этом смысле вариант — ускоренный. Многие вундеркинды — это именно дети с ускоренным возрастным развитием. Такое ускорение часто носит только временный характер, и с возрастом эти дети заметно «усредняются», тускнеют.

Однако не всегда прогноз при ускоренном развитии пессимистичный: у части детей с заметным опережением развития яркая одаренность остается на всю жизнь, являясь, таким образом, индивидуальной, устойчивой характеристикой развития. Ускоренно развивались и Норберт Винер, и Лев Ландау, и поэт Александр Грибоедов. Предсказать, во что выльется то или иное ускоренное развитие достаточно трудно, хотя определенные возможности для прогноза уже имеются. Учитель должен всегда понимать относительность самого явления яркой одаренности, его условность и во многих случаях только возрастной, временный характер.

Существуют одаренные дети, у которых при высоком умственном развитии нет резкого возрастного опережения. Их одаренность видна только квалифицированным профессионалам-психологам или внимательным учителям, много и серьезно работающим с ребенком. Видимо, к этому типу принадлежал великий математик Андрей Николаевич Колмогоров.

И, наконец, существует и своего рода «антивундеркиндный» тип возрастного развития одаренности, когда одаренность не только не сопровождается забеганием вперед в развитии, но в некоторых отношениях, как это ни парадоксально, обнаруживается и замедленное развитие. Так, Альберт Эйнштейн позднее, чем другие дети, заговорил, не блистал успехами в гимназии и даже был изгнан из нее за неуспеваемость. Заметить одаренность такого ребенка трудно, еще труднее поверить в то, что именно такие дети могут вырасти в гения.

В любом случае важно знать, что, с одной стороны, не всегда вундеркинд, подававший много надежд в детстве, вырастает в выдающегося человека, а, с другой стороны, не всегда исключительная одаренность проявляется в блестящих школьных успехах или в явном опережении в развитии.

Просмотров: 362 | Добавил: Elen | Теги: воспитание одаренных детей, работа с одаренными детьми, Одаренные дети, одаренность | Рейтинг: 4.9/12
Всего комментариев: 7
7  
Это прежде всего испытание и для ребенка, и для родителей, и учителей. И от того, как с ним справятся родители и учителя, зависит судьба ребенка.

6  
Так что же такое одаренность - подарок или наказание?

4  
Одарённых детей всё меньше и меньше, считаю, что эта тема очень актуальна.Надо нам выявлять в каждом какое-то зёрнышко одарённости и развивать.Вот только условий и возможностей , как правило, почти нет.

5  
Нина Анатольевна, главное условие и возможность развития одаренности - Ваше большое, доброе сердце! Новых успехов Вам в работе!

3  
В зависимости от ситуации. С одаренным ребенком всегда надо быть настороже. Они очень тонко чувствуют фальшь. Надо развивать педагогическую интуицию

2  
Тема интересная, важная для родителей и всех. кто общается с детьми.
Надо с вундеркиндом общаться как с обычным ребенком, а с обычным ребенком, как с вундеркиндом? ИЛИ?

1  
Приветствую появлении этой темы! (Просто интуитивно совпали с коллегой: вчера провела городское совещание психологов по теме "Одарённый ребёнок"). Думать о поддержке одарённости очень важно - за этим наше будущее. Зачастую психологи занимаются коррекцией проблем развития детей, и это занимает всё рабочее время, а талантливые дети остаются вне поля зрения - и так у них всё неплохо... Предлагаю дополнить тему слайдами, которые мы обсуждали с коллегами: http://www.edu54.ru/sites/default/files/upload/2010/10/Odarionnyie_dieti.ppt
Также материал есть и на нашем сайте: http://psy-pozitiv.ucoz.ru/ Так держать!

Имя *:
Email *:
Код *:
Жердевка
Поиск
Праздники России
Copyright MyCorp © 2017Создать бесплатный сайт с uCoz