Понедельник, 23.10.2017, 08:59
сайт педагога-психолога ПЕТРОВОЙ ЕЛЕНЫ ВИКТОРОВНЫ
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Медиаресурсы для работы [11]
Школьному психологу [9]
Учителю [22]
Родителям [3]
Электронные книги и учебники по психологии [13]
Приоритетный национальный проект "Здоровье" [3]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 351
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Школьному психологу

Использование цифровых ресурсов, ИКТ и Интернет-сервисов в деятельности психолого-педагогической службы школы
[ Скачать с сервера (5.18Mb) ] 16.09.2012, 20:04

Использование цифровых ресурсов,  ИКТ и Интернет-сервисов в деятельности психолого-педагогической службы школы

(Возможности использования Интернет-сервисов в деятельности педагога-психолога)

Петрова E.В.

Педагог-психолог

МОУ Жердевской СОШ №2

 

Презентация к выступлению

(Щелкните по картинке, чтобы получить полноэкранное изображение)

 Наибольшее значение имеет не то,

что ученик использует новые технологии, а то,

как это использование способствует

повышению его образования

 Эрманн.



 

Перед человеком к разуму три пути:

Путь размышления – самый благородный,

Путь подражания – самый легкий,

Путь личного опыта – самый тяжелый путь.

Конфуций

 

XXI век называют веком информации. Современные информационные компьютерные технологии (ИКТ) все больше внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Компьютеризация образования в нашей стране уже имеет почти двадцатилетнюю историю.            

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) необходимо для удовлетворения образовательных потребностей современного общества и его устойчивого социально-экономического развития. Информационная грамотность и культура стали залогом успешной профессиональной деятельности человека.

Наше время характеризуется стремительным развитием информационных и компьютерных технологий, которые существенно перестраивают практику современной жизни

 

Ключевое условие достижения результативности работы школы сегодня – обеспечение высокого уровня доступности и используемости информационных технологий для учащихся и их родителей в решении задач всеобуча при взаимодействии с любой школьной структурой, участвующей в учебно-воспитательном процессе. В частности - с психолого-педагогической службой школы.

Все мы составляем то самое информационное общество, к которому пришли в своем развитии. И чтобы молодому человеку занять в таком обществе достойное место - нам необходимо готовить их к жизни в современном информационном мире. А значит, необходимо специальным образом организовывать это коммуникационно-информационное пространство, создавать нужную информативную среду для формирования у детей и их родителей новой мировоззренческой позиции.

 

 Активное использование цифровых ресурсов, других возможностей ИКТ позволяет нашей службе во многом снять одну из главных проблем всеобуча - «образовательного неравенства» - за счет широкого распространения качественных информационных материалов на цифровых носителях, за счет разработки информационно-обучающих ресурсов для диагностики, консультаций и профилактики в деятельности нашей службы. С момента активного внедрения в нашу жизнь информационно-компьютерных технологий в нашей службе началось масштабное обновление и появление нового содержания форм и методов работы с детьми и родителями.

 

Использование ИКТ открывает широкие возможности в практической деятельности психолога образования, органично дополняет традиционные формы работы психолога, расширяя возможности взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.

Рассмотрим возможности применения ИКТ по традиционно выделяемым направлениям деятельности педагога-психолога в ОУ. В настоящее время психолог в ОУ решает огромное количество задач, среди которых: полноценное психическое и личностное развитие детей на всех возрастных этапах, создание условий для их личностного развития, раскрытие интеллектуального и творческого потенциала и др. Решение этих и других задач невозможно без проведения психодиагностики. Большую часть времени психолога отнимает именно проведение исследований. Даже не столько их проведение, сколько анализ и обработка результатов, так как зачастую необходимо провести обследование не одного конкретного ребенка, а целой группы детей. В этой ситуации на выручку психологу приходят ИКТ. Использование компьютерных лицензионных дисков с набором тестов облегчает проведение диагностики и высвобождает огромное количество времени, затрачиваемого на обработку данных, которое можно распределить на другие сферы деятельности, например: наблюдение за детьми в реальной или смоделированной (игровой) деятельности.

 Проведение компьютерной психодиагностики имеет следующие явные преимущества: первое, и немаловажное, — это огромный интерес детей ко всему, что связано с компьютерами; второе — широкие мультимедийные возможности (хорошая графика, качественный звук, трехмерное изображение, динамика) позволяют лучше моделировать живую реальность, что обусловливает более полное восприятие информации; третье — возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка (например, индивидуальный темп деятельности, интересы и т.д.); четвертое — интерактивность компьютерных программ и др..

Проводя диагностику, психолог часто сталкивается с ситуацией, когда готовые тесты не подходят для конкретной ситуации либо отсутствуют в электронном виде. Использование различных креаторов тестов позволяет набирать готовые профессиональные тесты и создавать необходимые для конкретной ситуации опросники. При проведении групповой диагностики используя ИКТ, психолог может распечатывать необходимый стимульный материал, бланки тестов. Компьютерная обработка результатов тестирования позволяет создавать базы данных по итогам диагностики, проводить сравнительный анализ данных, формировать различные статистические отчеты и т.д.

В коррекционно-развивающей работе психолог может широко применять компьютерные игры. Компьютерные игры — это уникальное соединение техники, развлечения, психологии и педагогики. Использование игр способствует развитию сенсомоторных, перцептивных и высших психических функций (памяти, внимания, мышления); повышению мотивации детей. При коррекции основных личностных, поведенческих и эмоциональных нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.) компьютерные игры выступают в качестве такого же инструмента, как куклы и картинки (это некий посредник, замещающий живых участников общения). Так же компьютерные игры применяются в коррекционной работе для моделирования ситуаций общения, которые необходимо проиграть психологу с ребенком. В этом они подобны книжно-картонным материалам, но имеют перед ними преимущество в лучшей графике, интерактивности и подвижности персонажей. Помимо этого психолог, владеющий современными ИКТ способен находить в интернете и распечатывать стимульный материал для занятий, бланки заданий. В последующем накапливается огромная база необходимых для занятий тематических картинок, заданий.

 В профилактической и консультационной работе использование информационных компьютерных технологий имеет следующие преимущества:

1. Доступ к разнообразным источникам информации благодаря Интернету позволяет находить на сайтах необходимые информационные материалы по детской психологии.

2. Быстрота в самостоятельном изготовлении памяток, буклетов содержащих материалы по проблемам развития, воспитания детей, создании презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с педагогами, родителями.

3. Возможность опосредованного консультирования и просвещения родителей, педагогов используя Интернет. Консультация по психолого-педагогическим проблемам для педагогов и родителей может осуществляться на специально созданных сайтах построенная по принципу «вопрос-ответ». Это является своего рода виртуальной психологической службой, призванной помочь педагогам и родителям использовать широкие возможности для психолого-педагогического самообразования, самопознания, профессионального саморазвития. Рубрики «Вместе с детьми» и «Вместе с родителями» помогут решить задачи повседневной дошкольной практики, настроят на осознание своей профессиональной и жизненной позиции. Каждый участник педагогического процесса может выбирать материал в зависимости от своих интересов и потребностей. Неоспоримыми преимуществами виртуальной психологической службы являются: сохранение конфиденциальности (интимности) общения человека с информацией, предоставление достаточного времени для размышлений и анализа.

4.Нельзя переоценить ресурсы, предоставляемые ИКТ для профессионального саморазвития самого психолога: возможность находить в Интернете электронные учебники, статьи по необходимой тематике, знакомство с новостями психологических исследований, обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты, участие в работе сетевых профессиональных сообществ, чатов, on-line конференций, обучение на дистанционных курсах повышения квалификации.

 

Можно выделить следующие основные результаты в консультационной, диагностической, профилактической деятельности, которых достигла наша служба, благодаря использованию в своей работе информационно-коммуникативных технологий:


1. За счет новых форм организации консультационной, профилактической и диагностической деятельности идет сокращение времени, мы имеем возможность уделить внимание большему количеству детей и родителей.

 

2. Происходит оптимизация работы психолога за счет сокращения рутинных и трудоемких операций при подготовке документов, тестировании, обработке и анализе результатов, в консультационной деятельности, предъявлении результатов работы службы и др. Например, в среде электронных таблиц специально создаются шаблоны-основы для обработки результатов различных диагностик, позволяющие после заполнения такого шаблона полученными данными автоматически провести требуемые расчеты – средний балл, минимальные и максимальные значения и др. При этом, также в автоматическом режиме, происходит построение диаграмм и графиков, позволяющих наглядно представить полученные данные, переместить их в текстовые документы и презентации.

 

3. В школе возникает потребность задействования психологической службы в освоении новых технологий фиксирования результатов достижений учащихся. А именно –моделирование электронного портфолио учащихся.

 

4. Происходит расширение возможностей для рекомендаций учащимся, родителям, требующих учитывать индивидуальные особенности детей, выявленные при ранних диагностиках

 

5. Выход на более широкую аудиторию для информирования общественности и обмена опытом через участие в форумах в сети Интернет. Повышенный интерес у учащихся к Интернету позволил осуществлять часть работ психолога через некоторые Интернет-сервисы, например, для индивидуального консультирования учащихся, которые испытывают трудности непосредственного общения, используется такой сервис, как «блог» – электронный Интернет-дневник.

 

6. Школьный сайт используется психологом для оповещения родителей и общественности. В условиях, когда один или оба родителя отсутствуют в связи с выездом на работу за пределы села, края – такой способ взаимодействия социально-психологической службы и родителей становится актуальным. Еженедельно психологу приходится отвечать на несколько электронных писем от уезжающих из села родителей.

 

7. Значительное сокращение времени на поиск необходимой информации, благодаря возможностям и сервисам сети Интернет. Не нужно говорить, насколько методический Интернет-банк шире тех источников, которыми пользовался психолог раньше.

 

8. Привлечение устойчивого внимания клиентов (учащихся, родителей) через демонстрацию деловых электронных презентаций за счет их наглядности и задействования всех способов восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический). Например, общешкольное родительское собрание для родителей будущих первоклассников с появлением возможности демонстрировать общие результаты диагностики и прогнозируемые дезадаптационные группы позволил сократить количество обычно последующих за этим индивидуальных семейных консультаций

 

 

Ниже представлен полученный эмпирическим путем ИКТ–инструментарий социально-психологической службы и, соответственно, возможности, которые открываются перед психологами и социальным работниками с применением этого инструментария. Активное и широкое применение этого инструментария позволяет нашей службе достигать перечисленных выше результатов.

1. Текстовый процессор
Оптимизация организационно-сопроводительного документооборота за счет простоты набора и редактирования текстов, создания шаблонов

2. Электронные таблицы
Представление информации в табличной и графической форме для обработки мониторинговых исследований в диагностико-аналитической деятельности. Осуществление сравнительного анализа и наглядное его представление через диаграммы и графики.

3. Электронные среды для деловых презентаций.
Создание мультимедийной презентации для профилактических, консультационных и аналитических занятий, бесед, лекций, семинаров с учащимися и родителями

4. Интернет - ресурсы.

Доступ к официальным образовательным ресурсам, базам данных, поиск нормативных документов. Возможность оперативного документооборота. Доступ к электронной почте. Обмен опытом, информацией через участие в форумах

5. Программные пакеты, входящие в состав школьной медиатеки (электронная библиотека по курсу ОБЖ, стандартизированные тесты, конструктор тестов для обеспечения психологического сопровождения УВП).
Методическое насыщение конкретных занятий цифровыми образовательными ресурсами. Разработка необходимых диагностических и контрольных тестов. Самостоятельная разработка цифровых образовательных ресурсов, для конкретных занятий.

6. «1С: ХроноГраф Школа».
Возможность доступа к основным информационным системам административного управления (использование единой базы данных школы для поиска необходимой информации об учащихся, семьях и родителях). Возможность создания дополнительных информационных блоков по службе.

7. Видеомонтажное оборудование (телевидение).
Возможность выхода на более широкую аудиторию

8. Школьный сайт
Визитка школьной социально-психологической службы; Информационный листок; Периодическое издание; Место общения; Координационная точка внутришкольного взаимодействия

Интернет–сервисы (социальные сервисы интернет)– это бесплатное программное обеспечение, которое позволяет общаться через Интернет, совместно создавать и размещать контент на сайты без помощи администраторов, вести авторские сайты (блоги), обмениваться информацией, вместе работать над документами в сети, быть в курсе того, что происходит у других, планировать индивидуальную и групповую деятельность, объединяться в сообщества и группы.

Интернет–сервисы открывают огромные возможности для работы психолога с целевыми группами, при условии, если уметь пользоваться этими инструментами и знать как всем богатством пользоваться для достижения желаемого результата.

Использование социальных сервисов интернет в работе психолога позволяет:

- сделать его деятельность видимой для родителей, педагогов за счет оперативности освещения и обеспечения прозрачности работы психологи в школе,

- повысить оперативность реагирования на запросы целевых групп,

- повысить доступность психологических услуг,

- сократить время на ведение документации, для обработки результатов анкетирования родителей, за счет использования Интернет–анкет,

- обеспечить системную постоянную поддержку родителям, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями, детей обучающихся в форме экстерната, домашнего обучения,

- предоставить родителям, педагогам достаточное количество просветительских ресурсов по воспитанию, обучению, развитию ребенка, которые они могут использовать в удобное для них время,

- организовать дистанционное просвещение и обучение, которое не привязано к конкретному времени и месту,

- внедрить новые формы и технологии работы психолога, например, Интернет–квесты, дистанционные курсы, сетевые детско–родительские проекты, дистанционное консультирование и т.д.,

- на новом уровне выстроить систему совместной деятельности с другими субъектами образовательного процесса,

- развивать собственную деятельность с родителями в системно-деятельностной парадигме, что отвечает задачам проекта «Наша новая школа»

- получить новые инструменты отслеживания эффективности деятельности психолога за счет использования статистики сайта, анализа сетевых продуктов деятельности родителей, сетевых анкет.

 

 

 

 

Но для эффективного использования ИКТ в деятельности школьного психолога необходимо соблюдение некоторых условий. Это:

-  достаточная ИКТ – компетентность психолога;

- необходимая техническая обеспеченность социально-психологической службы (компьютер, проектор, пакет необходимого программного инструментария);

- принятие учащимися и родителями самой идеи организации работы с применением ИКТ; - наличие школьной команды, проникнутой идеей информатизации.

 

 

            Итак, полноценное осуществление педагогом-психологом профессиональной деятельности сегодня невозможно без использования ИКТ. От этого зависит мобильность, своевременность и эффективность работы психолога в модели взаимодействия всех субъектов образовательного пространства

 

Категория: Школьному психологу | Добавил: Elen | Теги: ИКТ в работе психолога
Просмотров: 4619 | Загрузок: 267 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/8
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Жердевка
Поиск
Праздники России
Copyright MyCorp © 2017Создать бесплатный сайт с uCoz