Пятница, 23.06.2017, 16:37
сайт педагога-психолога ПЕТРОВОЙ ЕЛЕНЫ ВИКТОРОВНЫ
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [1]
Здоровье [8]
Родителям [11]
Учащимся [2]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 351
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Родителям

Родительский практикум "Учим детей мыслить"
(1 слайд) Родительское собрание на тему «Учим детей мыслить»
(родительский практикум)
(2слайд)
Цель: оценить необходимость развития мышления как механизма решения значимых проблем.
Задачи:
1. Сформировать представления родителей о мышлении как искании и
открытии нового, решении проблем.
2. Уяснить возможные стратегии развития мышления младших школьников.
3. Отработать доступные в практике семейного воспитания приёмы
развития мышления детей.
Форма проведения: родительский практикум.
Этап подготовки
1. Подбор вопросов и практических заданий для отработки навыков мышления у детей во внеурочное время с помощью родителей.
(3слайд) Вопросы для обсуждения:
1. Что такое мышление, какова его роль в перспективе жизни ребёнка?
2. Чем мышление отличается от «думания»?
3. Каковы стратегии развития мышления ребёнка?
4. Можно ли заставить мыслить?
5. Проблемные ситуации как основа мышления.
6. Можно и нужно научить детей правильно организованно мыслить.
2. Оформление на доску: тема, цель, задачи родительского собрания; цитаты:
(4слайд)
«Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребёнка в школьном возрасте вся принадлежит школе; нет, школа имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии дитяти, на которое гораздо большее влияние оказывают время, природа и семейная жизнь» (К. Д. Ушинский).
«Воспитание ребёнка – это не милая забава, а задание, требующее капиталовложений – тяжких переживаний, усилий бессонных ночей и много, много мыслей…» (Я. Корчак).
3.Подготовка текста методики определения умственного развития детей 7 – 8 лет и аналитической информации для каждого родителя по результатам её использования для оценки указанного свойства у детей.
4. Подготовка методических материалов в помощь родителям.
Учитель: Сегодня мы поговорим о развитии мышления у наших детей. Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлёными, любознательными, догадливыми, остроумными, сообразительными – короче говоря умными. Умён тот, кто умеет мыслить. Что значит «уметь мыслить?», разве это умение не дано нам от рождения? Разве не рождаемся мы уже умными, «или не очень», как в сказке П.Ершова: «старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак»?
Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности. Но если не брать патологических случаев, то умным легче вырасти тому ребёнку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовал своё мышление сам. Но для этого нужны систематические родительские условия, а не только школьные занятия, поскольку как писал известный педагог Я. Корчак: ««Воспитание ребёнка – это не милая забава, а задание, требующее капиталовложений – тяжких переживаний, усилий бессонных ночей и много, много мыслей…»
Итак, целью нашей встречи является оценить значимость процесса развития мышления ребёнка и овладеть несложными приёмами развития мышления в условиях семейного воспитания. Нашу работу мы проведём в форме родительского практикума ( на доске изображена «лесенка познания», а рядом – небольшая фигурка родителя, который держит за руку своего ребёнка. В процессе работы фигурка попеременно становится на ступени лестницы, символизирующей восхождение к постижению секретов мышления ребёнка и овладение приёмами его развития).
(5 слайд) Первая ступенька: «Почему это важно?»

Учитель: Итак, мы все хотим своему ребёнку только лучшего, поэтому, в первую очередь, должны понять, почему мышление – это важно (ставит фигурку на первую ступеньку). И сразу вопрос вам, уважаемые собеседники. Представьте себе, что ваш ребёнок вырос и в силу обстоятельств попал в неординарную ситуацию, например, профессиональную. К ней нет готового решения, и человек имеет несколько вариантов выбора. Нужно найти тот, который с наименьшими потерями ведёт к результату. Так чего же в этой деятельности больше – воспоминаний о результатах «правильного» обучения или анализа ситуации?
Мнение родителей: Безусловно, второго.
Учитель: Конечно, легче в описанных ситуациях тем, кто на протяжении учения (в школе, дома) и наблюдения явлений жизни постоянно попадал в ситуации выбора, имел опыт разрешения противоречий, «набивал шишки» и ошибался. Другими словами, тот, кто никогда не становился на коньки, не заскользит по ледяной глади сразу легко и красиво. Итак, уметь мыслить – значит уметь разрешать проблемы, пока учебные, а затем – жизненные и профессиональные, а для этого нужен опыт.
Хочу подчеркнуть, что умение мыслить универсально. Если ребёнок овладел им, он будет успешным во всех предметах. В подтверждение этой мысли приведу интересный факт. Известный физик, академик Ландау, погружённый в раздумья по поводу очередной гипотезы, случайно, будучи в стенах своего академического института, перепутал этажи. В результате забрёл к учёным-географам, которые в это время жарко спорили, ища ответ на давно мучивший их вопрос. Усевшись в уголок и увлекшись предметом спора, Ландау за 10 минут предложил поразившее всех точное решение.
Поднимаясь на следующую ступень (переставляет фигурку), мы делаем вывод: хорошо развитое мышление не имеет предметных границ и помогает человеку и в освоении наук, и в жизни, и в профессии. И если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был успешным, вам нужно включаться в процесс развития его мышления.

(6 слайд) Вторая ступенька: «Мышление и думание»
Учитель: Итак, мы понимаем мышление как искание и открытие нового, как решение проблем. Часто ли мы решаем проблемы и ищем новые решения? Очень редко. Мышление вообще – очень редкий процесс. Но вы можете возразить мне, утверждая, что мы почти никогда не можем застать себя не думающими. Верно, но «думание» и мышление – вещи разные. В бытовое слово «думать» входят многие процессы: воспоминание, представление, воображение. Они текут хаотично, неорганизованно и не дают продукта. И надо признать, что людей с неорганизованным мышлением очень много. Это те, у кого «мои мысли – мои скакуны», кто начинает «за здравие», а кончает «за упокой». Каждый ,вероятно, бывал в ситуации, когда, задумавшись, уходил мыслью так далеко, что удивлялся и пытался раскрутить ход мыслей назад, и это оказывалось очень нелегко, потому, что он бесцелен, хаотичен. Мышление же всегда имеет цель.
Я прошу вас взять на столе листки и обратить внимание на изображённую в них таблицу.
Мышление Думание

Ваша задача – заполнить её признаками каждого из процессов в ходе нашего общения «на второй ступеньке» нашей лестницы. Это не просто, и являет собой образец вашего мышления.
Наблюдая, воспринимая окружающий мир, ребёнок находит что-то непонятное ему, не укладывающееся в его систему причинно-следственных отношений. Отсюда многочисленные вопросы у маленьких почемучек: «почему?», «как?», «зачем?» Все они носят явно исследовательский характер. Конечно, дети задают и другие вопросы типа «что?», «где?», «когда?» Эти вопросы такого характера не имеют. В результате заполнения , таблица может выглядеть так: ( 6 слайд)
Мышление Думание
Имеет цель Хаотично
Это открытие нового Это воспроизведение уже известного
Помогает ответить на вопросы: «почему?», «как?», «зачем?» Помогает ответить на вопросы: «что?», «где?», «когда?»

Сейчас я попрошу вас сформулировать два варианта вопроса ребёнку о миграции птиц, который, на ваш взгляд, развивает мышление ребёнка и предполагает думание. Например, предложены следующие варианты:
(7слайд)
Мышление Думание
Почему птицы улетают именно осенью?
Почему деревья сбрасывают листву? Когда улетают птицы?
Когда деревья сбрасывают листву?

В преддверии подготовки родительского собрания психолог нашей школы оценил умственное развитие ваших детей на основе методик теста Р. Амтхауэра. Сейчас каждый из вас получит резюме и текст методики. Его содержание не надо ни с кем обсуждать, это для вашего осмысления, а, если необходимо, - консультаций с психологом или учителем.
Образец 1
Методика исследования уровня умственного развития ребёнка
(на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра)
Описание методики. Методика состоит из четырёх субтестов, включающих в себя вербальные знания, подобранные с учётом программного материала начальных классов.
Первый субтест. В состав первого субтеста входят задания, требующие от испытуемых дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, второстепенных. По результатам выполнения задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого.
Второй субтест .Состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения «пятого лишнего». Данные, полученные при исследовании этой методикой, позволяют судить о владении испытуемым операциями обобщения и отвлечения, о его способности выделять существенные признаки предметов и явлений.
Третий субтест. Третий субтест – задания на умозаключения по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
Четвёртый субтест. Направлен на выявление умения обобщать (ребёнок должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящее в каждое задание субтеста).
Первый субтест. (8слайд)
1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица). 1,9
2. В тёплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень). 2,8
3. В году (24,3, 12, 4, 7)месяцев. 2,7
4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март). 2,3
5. В России не живёт (соловей, аист, синица, страус, скворец). 2,6
6. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда). 2,2
7. Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник). 2,8
8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная). 3,4
9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень). 2,8
10. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София). 2,6

Второй субтест . (9 слайд)
1.Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. 2,6
2. Река, озеро ,море, мост, болото. 2,3
3. Кукла, медвежонок ,песок ,мяч, лопата. 2,7
4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса. 2,6
5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник. 2,4
6. Окружность, треугольник, четырёхугольник, указка, квадрат. 2,5
7.Иван, Пётр, Нестеров, Макар, Андрей. 2,3
8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк. 2,5
9. Число, деление, вычитание ,сложение, умножение. 3,0
10. Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный. 2,7

Третий субтест. (10слайд)
1. Огурец Георгин
овощ сорняк, роса, садик, цветок, земля 2,0
2. Учитель Сад
ученик забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка 2,4
3. Огород Врач
морковь очки, больные, палата, больной, термометр 2,2
4. Цветок Птица
ваза клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья 2,6

5. Перчатка Сапог
рука чулки, подошва, кожа, нога, щётка 2,4
6. Тёмный Мокрый
светлый солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный 2,1
7. Часы Термометр
время стекло, температура, кровать, больной, врач 2,5
8. Машина Лодка
мотор река, моряк, болото, парус, волна 2,2
9. Стул Игла
деревянный острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная 2,2
10. Стол Пол
скатерть мебель, ковёр, пыль, доска, гвозди 2,2

Четвёртый субтест. (11 слайд)
1. Метла, лопата… 2,6
2. Окунь, карась… 3,0
3. Лето, зима… 2,1
4. Огурец, помидор… 2,2
5. Сирень, шиповник… 2,6
6. Шкаф, диван… 3,0
7. День, ночь… 2,8
8. Слон, муравей… 2,2
9. Июнь, июль… 2,4
10. Дерево, цветок… 2,2

Обработка результатов (12 слайд)
1. Каждый ответ оценивается баллами, проставленными справа от задания, максимальная сумма баллов при правильном выполнении всех заданий – 100 баллов.
2. Максимальная сумма баллов распределена по субтестам:
первый – второй субтесты – по 26 баллов;
третий субтест – 23 балла;
четвёртый субтест – 25 баллов.
3. По сумме набранных баллов выделяются три группы детей:
1 группа – 75 – 100 баллов (высший уровень умственного развития);
2 группа – 50 – 74 балла (средний уровень умственного развития);
3 группа – 25 -49 баллов (низкий уровень умственного развития).
(13 слайд) Третья ступенька: «Стратегия взрослых»
Учитель: Итак, мы выяснили, что вопросы «почему?», «как?», «зачем?» активизируют мышление. А вопросы «что?», «какой?», «когда?», «сколько?» - это вопросы памяти. Чтобы ответить на вопрос «Почему это произошло?» требуется собственное размышление ребёнка или обращение к взрослому. Вот тут взрослый выбирает разные стратегии прерывание размышлений ребёнка: «подрастёшь – узнаешь», «разжевать и положить в рот» или «а сам как думаешь?» учение эти три стратегии определяют так: (подходит к доске к схеме):

Учитель: Рассмотрим на простом примере мыслительный процесс ребёнка. «почему облака плывут по небу?» - это вопрос ребёнка к себе. Действительно, в его опыте передвижение связано с перестановкой ног у людей, взмахом крыльев у птиц, вращением колеса у машин и т.д. облака же сами – беспричинно, с его точки зрения, - плывут по небу. Как только ребёнок замечает и осознаёт противоречие в сложившейся в его сознании картине мира, так начинается процесс мышления – он появляется с желанием найти ответ, перетекающий в процесс поиска и открытия нового решения проблемы.
Обмен мнениями. Учитель просит родителей высказаться по поводу того, какой стратегии они придерживаются в практике семейного воспитания. В конце концов, все приходят к общему выводу: взрослый должен дать ребёнку не готовый результат, а способ, с помощью которого он достигается.
(14 слайд) Четвёртая ступенька: «Как научить детей мыслить?»
Учитель: Прежде чем получить ответ на этот вопрос, давайте удивимся тому, что процесс мышления происходит по одной и той же схеме у ребёнка и у взрослого, неграмотного и учёного (предлагает для самостоятельного прочтения текст):
Образец 2
Алгоритм процесса мышления
• Усмотрение противоречия (что-то не так, что-то не то), сопровождающееся тревогой, отрицательными эмоциональными состояниями.
• Осознание проблемы и возникновение желания её разрешить (проблемная ситуация), которые в эмоциональном плане порождает интерес; мотивацию к решению.
• Поиск решения – процесс выдвижения гипотез, а не перебор готовых, уже имеющихся решений; в эмоциональном плане – азарт и разочарования.
• Момент нахождения решения (инсайт) сопровождается, как правило, яркими положительными эмоциями, радостью, восторгом.
• Проверка решения (у детей обязательна, если найденный ответ, даже неверный, удовлетворяет ребёнка, чаще всего он за подтверждением обращается к взрослым); эмоциональное состояние – чувство удовлетворения или досады, если ответ неправильный.
Учитель: А теперь, опираясь на полученную информацию, попытаемся ответить на вопрос: «Что значит учить ребёнка мыслить?». Подходит к доске и на основании суждений родителей и собственного комментария получает, например, следующую схему:

Учитель: Итак, делаем обобщающий вывод: мыслить детей мы учим через создание проблемных ситуаций и решение проблем, при этом проблемный материал должен быть разнообразным. Предлагаю вам, уважаемые родители, ряд упражнений, которые можно использовать в практике семейного воспитания.
Образец 3
Упражнения в помощь родителям для развития мышления детей
 Упражнение1. Чем похожи? Чем отличаются?
Развивает умение сравнивать
 Упражнение2. Кто назовёт больше признаков?
Развивает умение выделять существенные признаки
 Упражнение «Формулирование определений»
Развивает способность выделять главное, учит чёткости и стройности мышления
 Упражнение «Поиск аналогов»
Развивает умение классифицировать по признакам и выделять свойства
 Упражнение «поиск противоположных предметов»
Задание направлено на сравнение предметов, поиск свойств предмета
 Упражнение «поиск предметов по заданным признакам»
Задание отрабатывает умение легко находить аналогии между различными
предметами и явлениями
(Л. И. Саляхова «Родительские собрания 1-4 классы»,Москва, «Глобус», 2007 год, стр. 56 – 58)
Примечание: приведённая в упражнениях методика разработана Е. И. Роговым.
Учитель: Проблемные ситуации можно создать и на «жизненном материале», при решении бытовых или ситуационных задач. Они могут быть оформлены в виде индивидуальной игры или совместного творчества и приносить много пользы детям. Вот некоторые примеры ситуационных задач, которые можно использовать в семейной воспитательной практике:
Образец 4
Примеры ситуационных задач на развитие мышления у детей
1. Ситуация на транспорте (городском, железнодорожном).
• Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что будешь делать? Почему?
• Бабушка села на поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе?
2. Ситуация с огнём.
• В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?
• Дым в соседней квартире. Твои действия?
3. Ситуация с водой.
• Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?
• В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему?
Конструктивность мышления хорошо развивается в процессе разбора бытовых ситуаций. Можно задать детям вопросы: «что в нашем доме сделано неудобно? Как исправить?», «Можно ли в доме что-то усовершенствовать?» и т.д. когда в беседе участвует не один ребёнок, игровой эффект заражает творческой энергией и доставляет много радости. Для «разгона» детской фантазии имейте в запасе несколько своих примеров, которые вы сможете использовать в возможных паузах.
Учитель: Замечательный способ развития мышления – коллекционирование. Собирание незнакомых слов, выражений, пословиц превратило мичмана В.И. Даля в крупнейшего учёного, знатока русского языка. Его знаменитый Толковый словарь, содержавший 200 000 слов, и сейчас является одним из лучших пособий для языковедов. А.Е. Ферсман, с шестилетнего возраста увлекавшийся собиранием минералов, стал крупнейшим геохимиком мира. Всю жизнь собирал академик С. П. Королёв, всё, что связано с освоением космоса, любую информацию о том, что летало по воле человека. Уж кто-кто, а он- то знал, что увлечённость, одержимость – путь к осуществлению самой дерзновенной мечты.
Очень часто коллекционирование детей начинается с подаренной родителями необычной монеты, марки. И вот уже монета «заговорила». Она рассказывает мальчишке о временах скифов, об античном Причерноморье. Потом к ней добавляется вторая, третья, и увлечённость растёт.
«А не пора ли нам порыться в сокровищах?» - говорит отец дочке, и девочка радостно бежит за своим альбомом марок. Дети с большой охотой показывают свои коллекции , рассказывают о них. И вот около новой марки разворачивается исследовательская работа. В ход идут карты и справочники, словари иностранных слов и толковый словарь. Так ребёнок приобщается к тайнам познания, и это очень важно для развития мышления.
Лежит на полу географическая карта мира, ползают по ней два чудака – отец и сын, ищут государство Лихтенштейн, марку которого недавно удалось приобрести. Два часа воскресного дня отдано этой марке. Зато удалось сделать столько интересных открытий. Оказывается, это самое маленькое государство на земле, его население свободно уместится на трибунах большого стадиона, а армия насчитывает 20 человек. Одна марка подарила ребёнку и родителям каплю новой мудрости и счастье познания. И ребёнок поднялся на одну ступеньку вверх к вершине мышления.

(15 слайд) Пятая ступенька: «Ура! Мы победили!»
Учитель: (переставляя фигурку на последнюю ступеньку):
Мы убедились, что мышление – процесс сложный. Мыслить нельзя заставить. Вспомните нетерпеливых родителей, с безуспешным раздражением твердящих своим детям: «Думай, думай!» именно потому так трудно решаются в науке и технике «спущенные сверху» задачи и так легко и щедро находят решения изобретатели-энтузиасты, у которых есть внутренняя потребность к решению проблем. Мышление нельзя так «отменить» или «запретить» - неразрешённая проблема продолжает тревожить, интересовать человека, и он к ней постоянно возвращается.
Родители, поставив проблему, не будут торопиться получить ответ, не будут сами подсказывать решение, а наберутся терпения и мудрости и дадут мышлению «разогнаться».
Я желаю вам, мои дорогие союзники в деле развития мышления детей, успеха на трудном пути восхождения к его высотам. Пусть этот путь они пройдут вместе с вами. И тогда, наверняка, он будет для вас не только трудным, но и счастливым. В заключение хочу предложить вам советы, которые, надеюсь, помогут вам в этом очень важном деле (раздаёт памятки):

Образец 5
Советы родителям по развитию мышления у детей

1. Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.
2. Ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать.
3. Найденное в процессе мышления становится знанием, включаясь в причинно-следственные связи в сознании, тогда как запомненное часто остаётся нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент.
4. Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.
5. Вопросы «почему?», «как ты считаешь?», «зачем?». «с какой целью?», «из-за чего?», «как сделать?» - проблемные; они направлены на развитие мышления.
6. Вопросы «где?», «что?», «когда?», «какой?», «сколько?» контролируют память.
7. Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.
(16 слайд) Литература
1.Роберт Фишер «Как развивать ум вашего ребёнка». Москва, Астрель,2006;
2.Л.И. Саляхова «Родительские собрания» 1- 4 классы. Москва, Глобус , 2007;
3.Н.И.Дереклеева Родительские собрания 1-4 классы. Москва, ВАКО, 2004.
Рефлексия
Родительский практикум прошёл в дружественной обстановке. Родители активно давали ответы на вопросы, делились своим опытом. Творческие группы работали над проведением упражнений по тренировке развития разных видов мышления. Каждому родителю в помощь были даны памятки и образцы упражнений и субтестов для тренировки.
Единогласно было решено продолжать родительские практикумы на другие важные темы.
 
 
Презентация "Практикум для родителей. Учим детей мыслить" размещена в каталоге файлов на нашем сайте.
 
Категория: Родителям | Добавил: ИНИНА (23.03.2011) | Автор: Жабина Нина Анатольевна E
Просмотров: 4401 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Жердевка
Поиск
Праздники России
Copyright MyCorp © 2017Создать бесплатный сайт с uCoz