Среда, 20.09.2017, 16:00
сайт педагога-психолога ПЕТРОВОЙ ЕЛЕНЫ ВИКТОРОВНЫ
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [1]
Здоровье [8]
Родителям [11]
Учащимся [2]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 351
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Здоровье

Психологическое сопровождение детей с ОВЗ
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ

На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Поэтому в нашем учреждении особое внимание было уделено организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста, с целью раннего выявления недостатков развития и оказания комплексной лечебно-оздоровительной и коррекционно-психологической помощи в условиях образовательного учреждения.

Система комплексного сопровождения детей позволяет выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности.
При организации работы появился ряд проблем, которые требовали своего решения:
• Недостаточное осознание педагогами сущности проблемы и перспективности ее решения.
• Обособленность в действиях специалистов разных систем (здравоохранения, образования, соцзащиты), осуществляющих сопровождение; недостаточная связь между компонентами сопровождения.
• Разрозненность информации.
• Отсутствие необходимых специалистов в штатном расписании.
• Непринятие проблем ребенка со стороны родителей.
Основной целью работы стало выявление отклонений в развитии, склонностей и способностей ребенка, определение их характера и выбор оптимального образовательного маршрута.
Задачи:
• защита прав и интересов ребенка;
• массовая диагностика по проблемам развития;
• выявление групп детей, требующих внимания специалистов;
• консультирование по возможным путям решения всех участников образовательного процесса;
• групповые занятия, семинары и тренинги с педагогами и детьми по изменению стереотипов поведения, коммуникативным навыкам
Основными направлениями деятельности службы сопровождения в учреждении являются:
• оказание помощи в решении проблем:
• формирования здорового образа жизни;
• личностных проблем развития ребенка;
• выбора образовательного маршрута;
• преодоления затруднений в обучении;
• разработка, уточнение с учетом данных динамического обследования и реализация схем и программ сопровождения;
• гигиеническое нормирование нагрузок;
• обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком;
• организация и проведение медико-психолого-педагогических консилиумов.
Цикл организации индивидуального сопровождения ребенка учреждением был взят с некоторой адаптацией у М.Р. Битяновой и представлен в следующем виде:
Деятельность службы сопровождения направлена на обеспечение двух согласованных процессов:
• индивидуальное сопровождение детей;
• системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом.
Основные этапы индивидуального сопровождения:
• сбор информации о ребенке;
• анализ полученной информации;
• совместная выработка рекомендаций;
• консультирование всех участников сопровождения;
• решение проблем;
• анализ выполненных рекомендаций;
• дальнейший анализ развития ребенка.
Первые два этапа индивидуального сопровождения проходят все дети учреждения, дальнейшая работа ведется в случае выявления проблем в развитии ребенка или способностей.
Основные этапы системного сопровождения:
• диагностический этап;
• поисковый этап;
• консультативно-проективный (или договорной) этап;
• деятельностный этап;
• рефлексивный этап.
Служба сопровождения начинает работу с ребенком в следующих случаях:
• выявление проблем в ходе массовой диагностики;
• обращение родителей за консультациями;
• обращения педагогов, администрации;
• обращение специалистов других социальных служб.

Реально “сопровождение” заложено в организации взаимодействия между участниками сопровождения в совместно организованной деятельности по созданию благоприятных условий воспитания, коррекции и развития детей в системе дошкольного образовательного учреждения. В системе этого взаимодействия постарались определить четко функции и содержание работы каждого субъекта сопровождения.
Консилиумы проводятся систематически 1 раз в месяц. Работа службы сопровождения планируется на месяц. Заранее определяется списочный состав детей, проблемы которых планируется обсуждать, извещаются специалисты, которые будут участвовать и должны подготовить материалы.
По результатам докладов и обсуждений выносится заключение, контроль за реализацией которого возлагается на администрацию учреждения.
Эффективность сопровождения определяется не только по частным данным психологической, педагогической, медицинской диагностики, но и по более общим показателям:
• удовлетворенность ребенка и родителей пребыванием в учреждении;
• уверенность ребенка (тенденция к формированию позитивной, адекватной Я-концепции);
• способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и со взрослыми;
• успешность в овладении адекватными возрастному этапу и особенностям ребенка видам деятельности.
Для определения эффективности службы сопровождения используется метод катамнеза. Сбор данных организуется через полгода после перевода ребенка, а затем раз в год.
Примерная схема сбора катамнеза (предложена Шипицыной Л.М., Хилько А.А.)
1. Фамилия, имя ребенка.
2. Возраст.
3. Соматический статус.
4. Психический статус.
5. Приоритетные интересы в отношении к разным видам деятельности.
6. Характер адаптации по мнению специалистов учреждения, в которое он поступил.
7. Характер адаптации ребенка по мнению родителей.

Анализ катамнеза выпускников проводится с участием всех специалистов службы сопровождения в ходе педагогического совета.
В результате:
Созданы условия для гармоничного развития личности каждого ребенка.
Создана система психолого-медико-педагогического сопровождения детей в группах общего вида.
Обеспечивается комплексное сопровождение детей, позволяющее оказывать своевременную реальную помощь с учетом личностных и психофизиологических особенностей воспитанников.
Повысились творческий потенциал, компетентность и мастерство педагогов.
Понизился уровень психического выгорания сотрудников, улучшился микроклимат.

Литературные источники:
Головченко Г.В., Андреева Л.А., Егорова Л.А., Евстешина О.И. О работе городской медико-психолого-педагогической комиссии Москвы // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2002.-№2.-С.52-56.
Долженко Ю.А. Проблемы формирования “успешного” педагога в системе постдипломного образования. / Практико-ориентированное пособие для руководителей ОУ. — Барнаул: АКИПКРО, 2001. — 569 с.
Есина Н.Э. Медицинское сопровождение как составная часть процесса реабилитации детей с проблемами в умственном развитии // Дефектология.-2002.-№2.-С.14-16.
Забрамная С.Д. Программа изучения ребенка различными специалистами // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2004.-№3.-С.63-67.
Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. — М., АРКТИ, 2001.-64с.
Информационное письмо Министерства образования РФ № 27 12722-6 от3.04.2003 г. “Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект”.
Кокосова И.В. Организация психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2005.-№3.-С. 65-67.
Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста /Под ред. Л.М.Шипицыной.-СПб, Речь, 2003.-240с.
Леонгард Э.И. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья как нормализующий фактор жизнедеятельности социума//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2005.-№2.-С.3-7.
Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. –М., ВЛАДОС. 2003.-С.337-353, 356-361.
Мастюкова Е.М., Москвина А.Г. Воспитание в семье ребенка с нарушением внимания и гиперактивным поведением // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2002.-№2.-С.41-52.
Новые формы работы с семьей: Из опыта работы дошкольных образовательных учреждений г. Рубцовска. Рубцовск: МОУ ДО “Информационно-методический центр”, 2004.
Опыт работы психолого-медико-социального центра “Юго-Запад” г. Москвы // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-1999.-№2.-С.59-75.
Остапенко Ю.И. Проблемы реабилитации детей с особыми нуждами.//Дефектология.-2005.-№1.-С.3-8.
Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием.-М., Академия, 1999.-432с.
Психолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации / Науч.ред. Л.М.Шипицына.-СПб., Детство –ПРЕСС.-2002.-352 с.
Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога/Под ред. Л.М.Шипицыной-М., ВЛАДОС, 2003.-528с.
Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003. — 288 с.
Стребелева Е.А., Браткова М.В. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями //Дефектология.-2000.-№ 5.-С.86-96.
Стребелева Е.А., Браткова М.В. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями //Дефектология.-2002.-№1.-С.80-86.
Категория: Здоровье | Добавил: marisha (16.10.2011) | Автор: Марина E
Просмотров: 8635 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 1
1  
Марина Анатольевна!
Спасибо за предоставленный методический материал, уверена, он пригодится в работе многим психологам и учителям!

Имя *:
Email *:
Код *:
Жердевка
Поиск
Праздники России
Copyright MyCorp © 2017Создать бесплатный сайт с uCoz